Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Обращение к проблеме экономических и политических
аспектов реформ Солона в истории Афин, явилось не случайным в данной работе. Это
обуславливается как научно- практическим интересом к историческим личностям, так и
необходимостью нового осмысления реформ Солона с точки зрения комплексного подхода в
исторической науке. Архаическая эпоха – это период, когда правовая сфера Аттики только начала
оформляться в письменной форме. Дошедшее до нашего времени законодательство Драконта
считается первым письменным сводом законов Афин. Тем не менее, древние авторы говорят, что
запись законов существовала еще до Драконта. По свидетельству Аристотеля, должность
фесмофетов была учреждена раньше появления первого письменного свода законов (Aristot.
Ath.pol., 3, 4). Драконт был одним из таких фесмофетов, в функции которых входила фиксация
правовых норм, основанных на судебных прецедентах. Так как Драконт не был первым на
должности фесмофета, то можно с уверенностью говорить, что первый законодатель был лишь
продолжателем дела своих предшественников. Аристотель замечает, что Драконт составил
законы для уже существующего государственного строя (Aristot polit. II, IX, 9). Однако это
нисколько не умаляет его вклад в развитие афинской системы права.
Глава 1.Историография о реформах Солона
Историография по вопросу преобразований Солона довольна обширна. В данном исследовании
особенно ценными трудами стали работы И.Е.Сурикова, которые содержат много конкретики по
социально-политическому устройству Афин эпохи архаики. Также важны работы Л.А.Пальцевой, в
которых тема законодательства рассматривается детально. Исследования Л.П. Маринович
направлены на рассмотрение особенностей аттического общества. Невозможно не отметить
работы Х. Туманса, Э.Д.Фролова, В.П. Бузескула, которые дают общие ценные обзоры афинского
общества архаического периода.
3
Еще до принятия драконовских законов общество Аттики было неоднородным. После падения
монархической власти в Афинах социальное расслоение усиливается [15,с.99]. Можно выделить
три основных социальных слоя: геоморов, демиургов и евпатридов. В архаическую эпоху
аристократия концентрирует в своих руках все рычаги власти [12,с.147]. Здесь стоит отметить, что
образование класса новой знати –явление повсеместное, которое затрагивало не только Афины.
Под образованием «нового класса знати» мы имеем в виду то, что власть аристократических
родов замещала положение басилевса. Таким образом, родовая знать полностью господствовала
в государственной сфере [7,с.60]. Узурпация государственных должностей евпатридами и
упрочение их политической силы, несомненно, создавали трудности в жизни остального
населения. Положение геоморов и демиургов со временем становится все более сложным, что
неизбежно вызывало социальные конфликты [14,с.22].
Законы Драконта появляются в апогей социальной напряженности [13, с.135]. Пик общественной
борьбы связан с мятежом Килона. Вероятно, Драконт, будучи аристократом, в новом
законодательстве пытался закрепить привилегии евпатридов. Первый свод законов носил
аристократический характер и во многом отвечал интересам афинской знати. Однако нельзя
отрицать и тот факт, что социальная борьба во времена Драконта не ограничивалась лишь
противоречиями в среде евпатридов. Изучение первого свода законов позволяет сделать вывод,
что, несмотря на аристократический уклон законодательства, в нем присутствовали правовые
положения, связанные с земледельцами, рабами и торговцами, то есть теми социальными
слоями, которые уже во времена Драконта начинают влиять на устройство Афин, хотя и
опосредованно. Например, Плутарх упоминает про законы о кражах овощей и фруктов, которые,
конечно, были направлены не на аристократическую среду (Plut. Sol., 17).
Первые правовые положения формально обозначили уже сложившееся социальное расслоение.
На первый план помимо земельного богатства стали выступать деньги. Аристотель указывает на
то, что гражданские права могли быть предоставлены человеку, который может позволить себе
тяжелое вооружение (Aristot. Ath. Pol., 3, 4). А само имущественное состояние автор считает по
минам, таким образом, доходы уже выражаются в денежном эквиваленте. Скорее всего,
законодательство Драконта не просто закрепило социальное положение граждан, а еще и
обозначило новые экономические сдвиги. Именно –повышение роли денег. Впоследствии при
Солоне расчет состояния будет вестись как в натуральной, так и в денежной форме (Aristot. Ath.
Pol. 4, 7).
Как говорилось выше, счет имущества ведется уже со времен Драконтана основе счетноденежных единиц. На наш взгляд, данный феномен ко всему прочему может свидетельствовать о
возрастании роли торгового сословия. Безучастное отношение знати к торговле привело к тому,
что социальный слой купцов начал накапливать богатства, а как следствие, постепенно усиливать
свою роль и в государственной жизни. И.Е. Суриков говорит о том, что слой ремесленников и
торговцев не мог играть важную роль [9,с.51]. Однако уже в VIII в. до н.э. экономическое
положение Аттики значительно улучшается, во многом из-за налаживания торговли с другими
приморскими городами [4,с.69]. Археологические свидетельства также подтверждают тезис о
росте купеческой прослойки в Аттике. Дж. Кэмп утверждает, что количество керамики в Аттике
значительно возрастает, причем большая часть, вероятно, импортирована из Коринфа [16, с.24].
Автор также замечает, что помимо увеличения числа керамических изделий, меняется стиль.
Происходит переход к прото-аттическому стилю. Увеличивается изображение мифологических
сюжетов. В частности, ваза, датированная VII в. до н.э., украшена изображениями
мифологического сюжета о подвигах Геракла [16,с.24]. Развитие керамического дела также может
свидетельствовать о постепенном увеличении роли торговли. По мнению М. Гранта Афины еще
раньше начали становиться значимым торговым центром[5, с.60]. Об этом свидетельствуют
находки ваз в районе Керамик, число которых существенно возрастает уже в X в. до н.э. [5,с.60].
4
Таким образом, помимо земельного богатства усиливается значимость денег, что, конечно,
приводит к возрастанию роль торгового-ремесленного класса.
Глава 2.Сущность преобразований Солона в Аттическом полисе
Обращаясь к истории Афин, стоит отметить, что территориально в рамках V века до н.э. Афины
были одним из важных центров развития на всем Эгейском побережье (не включая Крит)
Власть Афин и их влияние не было постоянным, безусловно, что оно со временем утратиться, но в
целом Афины являлись как культурным, так и социально-экономическом центром античной
Греции.
Одним из важных преимуществ тех времен было военное превосходство. Безусловно, что
управлять кораблем, необходимы были профессиональные гребцы, которых обучали.
В сравнении с другими греческими городами, именно наличие большого флота позволяло
говорить о приоритетности влиянии Афинна всем побережье. Кроме того, именно в период
расцвета Афин – они представляют достаточно успешный центр социально-экономического
развития по сравнению с другими греческими городами. Во-первых, большое влияние имело
развитие торговли и флот - это не только военная деятельность, но и торговая. Экспорт оливкового
масла и других сельскохозяйственных товаров очень быстро набирал обороты, что привело даже
к тому, что Солон будет ограничивать экспорт, чтобы спаси Афины от кризиса. Все это
подчеркивает, что объемы внешней торговли были достаточно большими, по сравнению с
внешней торговлей других городов. Успешноеэкономическоеразвитие и взаимосвязь с внешним
миром позволило Афинам в период расцвета превратиться в центр Греции.
Следует отметить, что Афины станут примером формирования многих укреплений в других
городах Греции. В этом смысле стоит говорить о том, что в Афинах проживали достаточно умные
граждане, хорошие военные и тактики.
Афины были культурным центром, в рамках которого активно развивалась градостроительная
архитектура города, даже сейчас в город представляет большой интерес с точки зрения
архитектуры. Статуи и в том числе статуя Афины, были неотъемлемым элементом культурного
центра полиса.
Важное значение имела система администрирования,как
подчеркиваютсовременныеисследователи.Наначальнойстадиигосударственности публичные
органы должны были отчитываться перед населением о своих расходах, долгах и прочих делах.
Следует отметить, что в рамках регулирования общественных отношений, стоит говорить также о
многоаспектности сфер развития, несмотря на то, что многие вопросы остаются спорными, многие
исследователи, особенно античный авторы подчеркивают, что все-таки Афины обладали
серьезной системой экономического развития, которое включало не только аспекты внешней и
внутренней торговли. По логике любая торговля не могла постоянно ограничиваться лишь
сделками мены. Безусловно, что многими исследователи подчеркивается наличие не только
системы долговых отношений, но и налоговых, денежных, появление первых монет.
Так, внешняя торговля задавала необходимость внутреннего развития. Так, многие порты
необходимо было льготировать для развития торговых отношений, необходимо было
регулировать вопросы экспортно-импортных отношений. Поэтому исследователи подчеркивают,
что в Афинах существовала система фиксации определенных тарифов, налогов, пошлин, контроль
за весовой системой уже был, что фактически можно говорить об определенных прототипах
таможенной системы.
5
Народный контроль как важный аспект развития Афин позволил именно здесь зародиться
демократии. Если говорить о конкретных институциональных образованиях в рамках народного
контроля следует говорить о наличии специальных комитетов. При этом ужев период полисной
системы существовала определенная ответственность как публичных органов власти, так и
отдельных граждан.
Глава 3.Религиозный вопрос в реформах Солона
Солон ликвидировал устное аристократическое родовое право и возникшие из него законы
Драконта. Он оформил новое полисное право на основе полисной частной собственности, взяв ее
под защиту государства. Как и для чего, он воспользовался олимпийской религией, установив
взаимодействие ее с формирующимся правовым самосознанием?
Плутарх и Аристотель сохранили и стихи самого Солона, образованного реформатора, вышедшего
из обедневшего царского рода. Солон - религиозный человек. Однако его мировоззрение, по
мнению Плутарха, было примитивным, то есть находилось на уровне обыденного религиозного
сознания, если применить наш научный термин. Так Солон демонстрировал, свои познания о
природных явлениях: о снежных хлопьях стрелах хрома, о бушующем вихре Все это лежит в
мирном покое, если ничто не колеблет «сила чужая». Поскольку Плутарх противопоставляет
религиозности Солона ученость Фалеса одного из самых ранних натурфилософов то под «силой
чужой» Солон имел в виду упомянутого в его поэме Кронида (Зевса) или других богов. С учетом
того что наш информатор Плутарх стремился по верному замечанию С Я. Лурье примирить науку и
религию значит Плутарх не имел намерений показать мировоззренческую отсталость Солона.
Можно сделать вывод что религиозность реформатора в целом соответствовала олимпийским
стандартам распространенным среда широких масс афинского демоса.
Солон сам понимал, что есть религиозность более высокого уровня - поэта-теолога Гесиода. Это
предположение опирается на то что в связи с предстоящей реформаторской работой он обратился
за помощью к Эпимениду из Феста которого «считали любимцем богов знатоком науки о
божестве воспринимаемой путем вдохновения и таинств». С какой целью Солон воспользовался
«наукой о божестве» стажем ниже.
Религиозная убежденность Солона сближала его с демосом. Обращение реформатора с молитвой
к Крониду чтобы «он этим законам успех дал и слав)1» соответствовало настроениям демоса.
Плутарх вместе с тем заметил общий подход Солона: он приноравливал законы к окружающим
обстоятельствам а не обстоятельства к законам (Плутарх. Солон ХХП).
Не соответствовала жизни общинная форма земельной собственности, которая на деле стала
частной привела к обогащению аристократов захвативших разными способами общинную землю
к обезземеливанию общинников и превращению части их в долговых рабов. Другая же часть
общинников обогатившись не имела политической правовой религиозной власти. Солон писал что
утвердил свои законы «с помощью богов». А высшей из олимпийцев он считал «мать черную
Землю с которой снял он столбы долговые» (Арист. Аф. пол. TY 12 4). Мифологическое
обожествление земли не противоречило ни мировоззрению Солон ни представлениям деле оса.
Стремясь вывести афинский полис го состояния надвигающейся гражданской войны, Солон
положил в основу определения обязанностей н, соответственно прав граждан их имущественный
ценз. На данный момент разделение граждан на разряды (Сервий Туллий позже в Риме назовет
их классами) соответствовало гарантированному законами принципу социального равенства.
Религиозно-теологическим обоснованием этого равенства стала формула - «ничего чрезмерного»
которой научил элли- нс® бог. Она была частью мировоззрения Солона. Законодатель выразил ее
6
в ответе Крезу; «эллинам бог дал способность соблюдать во всем меру», бог посылает к счастье
человеку, которое, по мнению Солона, состоит не в богатстве. Устанавливалось соотношение
между имущественным положением и нравственностью.
Заключение
Законодательство Солона стало следующим сводом правовых положений после законов
Драконта. В антиковедении довольно часто сравнивают двух деятелей, большее внимание уделяя
Солону. Его имя связано с более плодотворной и обширной государственной деятельностью.
Кроме того, изучению реформ Солона помогает сохранность большего количества источников по
данной теме.
Сопоставление Солона и Драконта весьма правомерно по нескольким причинам. Во-первых, оба
деятеля были реформаторами и новаторами в правовой сфере Аттики. Во-вторых, как Драконт, так
и Солон пользовались большой популярностью у самих афинян. Эллины ставили Солона в одни
ряды с легендарными реформаторами глубокой древности –Ликургом, Тесеем. Впоследствии
Солон стал причастен к семи мудрецам, которых так почитали древние греки.